Карпаты, Черногорский хребет, часть 2: Говерла - Туркул - Заросляк - Козьмещик
winter
ls_online
Короткий зимний поход по Карпатам по маршруту Квасы (ок. 550) - биостанция ЛГУ (1250) - Шешул (1726) - Петрос (2020) - перемычка (приют, 1550) - Говерла (2060) - Брецкул (1911) - Пожижевська (1822) - Данциж (1850) - Туркул (1933) - оз. Несамовите - метеостанция Пожижевська - Заросляк - Козмещик - Лазещина.

5 марта. С утра, как и предсказано прогнозом, отличная погода - солнце и несильный мороз (градусов 7-10). Проснулся позже, собирался дольше - в итоге выхожу в начале десятого.
До Говерлы - около 3 км и 500 метров набора. По уже разведанному пути выхожу на дорогу и иду по ней до границы леса. Дальше - прямо вверх.

[фото раскрываются по ссылке]Марморосы

Постепенно выхожу на гребень, по которому идет маршрут с Козьмещика.

Останавливаюсь отдохнуть в домике экопункта перед вершинным взлетом. Заодно одеваю кошки. В принципе склон не сильно заледенелый, и можно подниматься без кошек - но у меня на бахилах протектора нет, а в снегоступах по склону такой крутизны идти не очень удобно. С вершины в домик спускается группа из трех человек, которые уже успели подняться на Говерлу с Козьмещика.

На вершинном гребне довольно сильный ветер. На вершине короткий привал (от перемычке дошел примерно за 2 часа - время 11:30).

Вид с Говерлы: Петрос, за ним массив Близница - Апшинец - Свидовец.

Черногорский хребет: первый гребень вправо - Туркул (на самом деле это изгиб основного хребта), за ним влево отходят Кизлы (короткий хребтик) и за ним Шпицы, дальше вправо - Гутин-Томнатек (2016), вдалеке по центру Бребенескул (2032) и за ним ПИЧ (2022).

Спускаюсь с Говерлы на юг на седловину, тут ветер существенно меньше. Говерла с обратной стороны, по ребру справа идет "зеленый" маршрут из Заросляка (по северо-восточному гребню).

Дальше маршрут идет по хребту через несколько вершин - Брецкул (1911), Пожижевська (1822), Данциж (1850), до узловой вершину Туркул. Хребет абсолютно безлюдный, что даже удивительно - такая погода на Черногоре бывает не часто. Много старых следов - тут ходили и пешком, и в снегоступах, и на скитурах.

Вид с подъема на Данциж - внизу база Заросляк, за ней доминирует хребет Кукуль.

Вид назад с верхней части подъема на Данциж: Петрос - Говерла - Брескул - Пожижевська.

От Говерлы до Данцижа - еще 2 часа хода (13:30). За Данцижем хребет поворачивает на юго-запад. Впереди остроконечная вершина Туркула.

Вид влево по ходу: два коротких отрога - Кизлы, за ними Шпицы и слева куполообразная вершина Хомул.

Вид с вершины Туркула на пройденный участок Чорногоры, вдалеке полониниы Плоская/Долгая, вершины Синяк и Хомяк (справа отдельная вершина).

На спуск снова одеваю кошки. В верхней части достаточно крутой участок, метров 5-10 даже прошел лицом к склону. Ниже склон выполаживается и приводит на седловину над озером Несамовите.

Путь спуска с Туркула. Крутой участок - в верхней части, недалеко от вершины.

Под Туркулом гребень довольно широкий, есть относительно закрытые от ветра места - можно поставить палатку, и тут зимой довольно часто останавливаются, не спускаясь в цирк Несамовитого. Дальше гребень становится узким - один из сложных, скорее психологически, участков при траверсе Черногоры.

Тут нужно принимать решение, как и куда идти дальше. Обычно после траверса Говерлы тут останавливаются на ночевкую. Но еще рано - 14:40, до темноты чуть более 4 часов. С другой стороны следующее гарантированное место ночевки на хребте - старая обсерватория, а сейчас база спасателей на ПИЧ. Но до туда еще 13-14 километров через несколько вершин - раза в 2 больше, чем я прошел. Теоретически можно заночевать где-нибудь на хребте, но "стандартного" места ночевки нет, нужно будет закапываться и в случае ухудшения погоды будет мягко говоря неуютно.

Поразмышляв, решаю спускаться по желтому маршруту в сторону Заросляка (туда около 7 км).

С хребта спускаюсь по самому пологому участку склона (крутизна не более 15 градусов). Немного левее по ходу - следы подъема скитурщиков. Справа по ходу - след "той самой" лавины. Озеро даже не угадывается, все занесено снегом.

Прохожу мимо остатков лагеря ниже озера, и дальше по иногда заметным следам - вниз.

Справа по ходу, уже ближе, отрог Кизлы с выходами скал.

Выхожу на край ступени. Недалеко указатель - вправо-вниз. По треку тоже идти туда. Начинаю спускаться, но крутизна склона постепенно увеличивается, снег довольно плотный. Нежданчик (я по этому маршруту  раньше не ходил). Решил вернуться на более-менее ровное место и одеть кошки - в них и спустился.

Фото крутого участка, справа - следа старой лавины, вероятно сошел карниз. Неприятный участок - плотный фирн крутизной градусов 40 порядка 10 метров - в верхней части. Ниже снег становится более мягкий.

На границе леса тропа теряется в переметах, иду примерно придерживаясь направления к реке Данцежик - тропа идет вдоль нее.

Эти два отрога называются Больший и Малые Кизлы. Очень красивый и необычный вид.

Наконец выхоже к маркеру, рядом угадывается заметенная снегом "тропа". И почти сразу проваливаюсь на снежном мостике. Основной ручей я благополучно перешел, тут даже воды нет - а дырка есть.

Дальше спускаюсь по тропе. Неплохая маркировка, тропа в лесу более-менее читается, на открытых участках - нет, приходится смотреть в навигатор, пару раз тропу терял, но потом благополучно находил. Приходится переходить довольно много ручьев по снежным мостам. Тропа траверсом обходит отроги горы Данциж, и дальше идет в сторону полонины Пожижевська.

Это переход через речку в урочище между Данцижем и Пожижевской. Внизу там мостик - можно оценить глубину снега.

Чуть дальше выхожу на границу леса. Вверху на отроге Пожижевской уже виднеется крыша метеостанции. Тропы дальше не видно - все заметено.
Останавливаюсь на ночевку на выполаживании под большими смереками. Как только стемнело, начинается ветер, и ночью довольно сильный.

Пройдено 13-14 км. за 8.5 часов. Это вам не лето.

6 марта. Утром тепло (около 0), и облачно. Не торопясь собираюсь, и выхожу около 8:30.

На небе что-то непонятное - со всех сторон облака всевозможных форм и цветов. Понятно, что погода портиться, что вполне соответствует прогнозу.

Начинаю подниматься к полонине Пожижевська. Иду по направлению, тропа под снегом не угадывается (их тут должно быть две - одна к биостанции, и чуть выше по склону - к метеостанции). Снег уже подтаял и не держит.

Выхожу к метеостанции Пожижевська, откуда-то сверху подходит лыжня.

Внизу виден Заросляк, до него не более километра.

Иду по лыжне, темп сразу возрастает. Прохожу мимо биостационара.

Через час после выхода спускаюсь в Заросляк. Тут никого, все заметено снегом. Дальше мне по зеленому маршруту - вверх вдоль реки.

Оба маршрута на Говерлу, зеленый и синий, сначала совпадают. Примерно через полкилометра маршруты расходятся - синий уходит налево. Мой зеленый протоптан гораздо хуже, и кроме тропежки еще и сильный подлип. До перевала менее 2 км., но темп очень сильно упал. Поднимался туда чуть больше часа.

На перевале (селовина между Малой Говерлой и Большой Козмеска) перехожу на желтый маркер, который ведет к Козьмещику. Тут тропы вообще не видно, хорошо хоть маршрут нормально промаркирован. Не смотря на то что тропа идет вниз, иду медленно.

Через километр выхожу на полонину, занесенную снегом. От Заросляка - 2 часа тропежки с подлипом.

Тут несколько колыб.

Тропа продолжается на другом конце поляны, и наконец-то снова более-менее протроплено. Дальше тропа спускается в долину реки Козьмещик, там идет дорога.

Во всю чувствуется приближение весны - тепло, с деревьев при малейшем дуновении сыпется оттаявший снег. На крутых склонах сходят вот такие снежные катушки.

Прохожу приюты на Козьмещике, ниже накатанная дорога. До Лазещины еще 7 км, но после тропежки по лесу это легкая прогулка.

Карпаты, Черногорский хребет, часть 1 - от Квасов через Петрос на перемычку

Posts from This Journal by “Говерла” Tag

• Про собачку

Жила-была Собачка - Везде-Свой-Нос-Совачка, Она свой нос совала Во всякие места. Её предупреждали: - Оставь свою привычку! С такой привычкой можно…

• Рождественские Карпаты

Похоже, хорошей традицией становится ходить в начале года экспромт-походы в новой компании. На этот раз - снова тема "поиск попутчиков" на…

• Карпаты - Марморосы и Черногора

В июле сходил в поход в Карпаты. Не смотря на две дюжины участников от 6 и до ... и общематрасное настроение, довольно бодро (за 8 дней) прошли вот…