Пиренеи, перевал Роланда и водопады Гаварни
альпинизм
ls_online
После восхождения на Monte Perdido мы через перевал Роланда (La Brecha de Rolando, 2807) отправляемся во Францию, в Гаварни.

Перевал Роланда расположен в главном хребте Пиренеев, на границе Испании и Франции, и соединяет верховья долины реки Аразас (rio Arazas) и верховья долины Гаварни. Сложность перевала можно оценить как 1А* - при определенных условиях (лед или жесткий фирн) для спуска на север потребуются кошки. Один из вариантов подъема с юга предполагает страховку по стационарным перилам (виа-феррата), как и спуск в цирк Гаварни.

23.07 Тропа на перевал Роланда начинается ниже приюта Гориз, переходит русло ручья и идет вверх по долине.

Примерно через переход первое препятствие - скальная стенка, не крутая и не сложная, но падать есть куда.

Пройдя скальник, становимся на привал. Затем идем дальше вверх по долине. По сторонам типичный карстовый пейзаж, временами напоминает Крым где-нибудь на Бабугане.

Водопадик в никуда.

Впереди нас идет группа японцев вполне почтенного возраста, под предводительством испанского гида. Неужели тоже на Гаварни?

Тропа плавно выходит на перевал Cuello de Millaris (2457).

За ним - широкая долина (Plano de Millaris), и еще один перевал - Collado del Descargador (2497). На нем мы и догнали японцев.
С перевала уже видна наша цель на сегодня - перевал Роланда - глубокий провал в скальном гребне. На перевал Роланда можно подняться несколькими маршрутами, мы выбрали более простой - тропу Camino Cotatuero, идущую снизу из долины Ордеса.

Для начала нужно приспуститься вниз, чтобы попасть на тропу Camino Cotatuero.

Японцы строем отправляются в другую сторону, по "нашей" же тропе Camino Cotatuero, но вниз по долине, чтобы в конечном итоге спуститься в каньон Ордеса.

Мы поднимаемся к перевалу Роланда через бараньи лбы, оставшиеся после растаявшего ледника.

Выходим в перевальный цирк.

Справа по ходу виден еще один маршрут на перевал, более сложный - Camino Brecha Rolando. Тропа идет у основания скальной стены, ниже крутой осыпной склон. Там даже есть участок виа-ферраты (на нижнем фото).

Мы идем влево, к началу осыпи, и потом поднимемся косым траверсом по тропе на седловину.

Седловина перевала Роланда представляет собой широкий провал в скальной стене гребня - когда-то его кусок рухнул на северную сторону. На седловине сильный ветер, мы остановились не доходя ее на площадках у основании скальной стены.
Через перевал в обе стороны идет множество людей, большинство - однодневный трек или от приюта до приюта, судя по экипировке. Довольно много скайранеров, бегущих в шортах и кроссовках.

Спуск с перевала Роланда сначала идет по крутой тропе по скально-осыпному склону. Перед выходом на снежник скальная ступенька, где нужно преспуститься лазанием. Для участников неуверенно чуствующих себя на скалах нелишней будет гимнастическая страховка.

Дальше спуск по снежнику, крутизой до 20 градусов. В нашем случае по снегу протоптана тропа, в конце лета может быть лед, а осенью - фирн.

Снежник выводит на край ступени. Ниже еще крутой спуск по осыпи и снегу (местами до 25-30 градусов) к приюту Refuge des Sarradets.

Справа по ходу открывается вид на цирк Гаварни с одноименным водопадом (вторым по высоте падения воды в Европе).

Приют закрыт на реконструкцию (лето 2017 г.), рядом есть краник с питьевой водой. Ниже приюта останавливаемся на обед. Один из вариантов спуска идет в сторону цирка Гаварни: сначала тропа по осыпям и старым моренам, а затем - вниз.

Описания спуска прямо в цирк Гаварни у нас не было, судя по карте - тропа по полкам по крутым сбросам. Пообщались с сидящими рядом туристами - да, круто, есть участки виа-ферраты, ходится редко. Учитывая состав группы и непонятную погоду, решили идти простым вариантом.

Пройдя от приюта влево по ходу 50-100 метров с минимальным набором высоты, выходим на седловину Col des Sarradets, с которой можно спуститься в соседний цирк. В его верховьях залегает маленький ледничок. А нам вниз по тропе.

Тропа спускается с первой ступени, и дальше есть два варианта. Налево, и длинный траверс вокруг верховьев долины на дорогу и по ней на автостоянку (видна на фото по центру, на противоположной стороне ущелья). Так возвращаются большинство туристов, которые идут однодневный трек.
Второй (наш) вариант ведет вниз-вправо, на дно долины и дальше по тропе - в Гаварни. На развилке троп установлен указатель.

Спускаемся с первой ступени по осыпям и бараньим лбам, пересекая поток с ледничка.

Дальше уходим по тропе вниз-вправо по ходу, затем траверсом вправо и вниз-влево на очередное выполаживание. Стрелка указывает на седловину Col des Sarradets, и ниже показано направление тропы при спуске со второй ступени.

С выполаживания - еще одна ступень, спуск по тропе на этот раз уже на дно долины. По противоположному ее борту идет тропа в Гаварни (видна в левой части кадра)

ВИд от тропы на дне долины, виден травянистый спуск с последней ступени.

Погода все это время неустойчивая, то солнце, то тучи. Вот сейчас дождевая туча над нашим завтрашним перевалом.

Тропа выводит нас на край террасы, откуда открывается отличный вид на водопад Гаварни.

Впереди еще предстоит крутой спуск в поселок Гаварни. Тропа идет серпантином по лесу, с крутыми сокращенками. Чем-то напомнило карпатские спуски в Горганах.

Спускаемся на окраину Гаварни, как раз к мосту. Но не все - группа растянулась, и трех человек нет. Они, как оказались, не свернули на последней сокращенке и вышли по тропе на противоположный край поселка. В итоге благополучно встретились у кемпинга.

С кемпингом получился небольшой форс-мажор. Места зараннее мы не бронировали, т.к. точно не знали когда попадем в Гаварни. А сейчас выходной, да еще и период отпусков - все места заняты. Через полчаса переговоров на ломанном английском нам таки выделили места под палатки (только на одну ночь!) на большой поляне.

Пиренеи, поход - Intro
Пиренеи, каньон Ордеса (Ordesa)
Пиренеи, восхождение на Monte Perdido

Posts from This Journal by “Пиренеи” Tag

• Пиренеи, Drang nach Osten

Окончание нашего похода по Пиренеям - на восток вдоль главного хребта через два простых (н/к) перевала. Здесь наш маршрут совпал с тропой GR-11,…

• Пиренеи, назад в Испанию (из Гаварни в Парсан)

Следующий этап нашего путешествия - возвращение из Гаварни (Франция) в Испанию через несколько простых перевалов. Сamping La Bergerie (Гаварни) -…

• Пиренеи, восхождение на Monte Perdido

Дальше в наших планах совершить восхождение на Monte Perdido (3355). Это третья по высоте вершина Пиренеев, и самая высокая в районе Ордесы. Со…