Previous Entry Share Next Entry
El Camino de Santiago, Французский путь на велосипедах - общая информация
common
ls_online

В середине октября две недели путешествовал с компанием на велосипедах по западной Испании. Проехали по поломническому пути  El Camino de Santiago (путь св. Иакова), самый популярный его вариант, так называемый Французский путь от Памплоны до Сантьяго де Кампостелла. Из всех других вариантов Французский путь лучше всего подходит для велопутешествия.





За 13 дней (по приборам) проехали около 710 км и набрали 9 км, последняя цифра несколько неожидана. По гуглокарте расстояние километров на 20 больше. Примерно четверть - грунт, остальное асфальт. Маршрут можно проехать быстрее,  если активнее крутить, а можно медленнее - если надолго останавливаться в крупных (и не очень) городах на осмотр достопримечательностей.
Велосипедный маршрут совпадает с пешим, либо в некоторых местах идет параллельно. Есть несколько небольших участков, где маршруты проходят по-разному из-за особенности рельефа, и довольно часто можно ехать по автодороге, вдоль которой идет пешая тропа - хотя это по большому счету читерство. Через города, неважно большие или малые, следует ехать именно по Пути - он захватывает все самое интересное и оптимально пересекает город, обычно избегая оживленных магистралей.

Всего существуют десятки вариантов Пути, идущих по Испании и Португалии, и несколько начинаются во Франции и других странах. Даже в Германии есть свой Jakobsweg.



Французский вариант - на карте выделен желтым - начинается во Франции (surprise), в городке Saint Jean Pied de Port в предгорьях Пиренеев.  Мы начали в Испании в городе Памплона - переход через Пиренеи не слишком удобен для велосипеда, по отзывам ехавших этот участок большУю часть пути вел приходилось вести. Дальше маршрут можно разбить на несколько участков:


  • от Памплоны (450 м) через перевал Прощения (Alto del Perdón, высота ок 750) и затем переменный рельеф в пределах 350...750 до Sto. Domingo de la Calzada (640 м.);

  • далее постепенный набор высоты, через перевал (1152 м.) до Бургаса;

  • относительно ровный участок от Бургаса (866) до Леона (820);

  • плавный набор до Astorga (870) и затем перевал Cruz de Ferro (высотой около 1500 м, это максимальный набор за поход - около 800) и крутой спуск в Ponferrada (530);

  • еще один высокий перевал O Cebreiro / Alto do Poio (1335) и спуск в Saria (454);

  • и очень живописный отрезок по Галисии, с небольшими, но постоянными спусками и подъемами - до Santiago de Compostela.


Раскладка по дням по навигатору одного из участников



Дата



День



Участок



Путь, км.



Набор, м.
7.10 1 Pamplona - Puente la Reine 34 602
8.10 2 Puente la Reine - Torres del Rio 46 707
9.10 3 Torres del Rio - Azofra 59 752
10.10 4 Azofra - Villafranco Montes de Oca 44 641
11.10 5 Villafranco Montes de Oca - Hornillos del Camino 61 536
12.10 6 Hornillos del Camino - Calzadilla de la Cueza 76 577
13.10 7 Calzadilla de la Cueza - La Virgen del Camino 83 524
14.10 8 La Virgen del Camino - El Ganso 57 470
15.10 9 El Ganso - Camponaraya 51 693
16.10 10 Camponaraya - Liñares 45 1104
17.10 11 Liñares - Portomarin 58 893
18.10 12 Portomarin - Arzúa 55 984
19.10 13 Arzúa - Santiago de Compostela 41 611
Итого 711 9105

За время путешествия проехали 4 испанские провинции, точнее автономные области: Наварра, Риоха, Кастилия-и-Леон и Галисия.

В сети есть несколько подробных описаний Французского пути, например пеший вариант на русском, или описание маршрута для велосипедистов (с сайта компании, где мы брали на прокат велосипеды).

Ориентирование на маршруте сложностей не представляет - весь Путь хорошо отмаркирован указателями, нарисованными желтой краской стрелками и знаками на тротуаре (чаше всего символ ракушки), но в некоторых местах нужно внимательно смотреть за маркировкой. У нас так же были закачанные в смартфоны карты (у меня например, Oruxmaps с картой OSM) и распечатанные схемы, по дням, с сайта по ссылке выше. Карта нужна, в частности, если вы съезжаете с тропы на дорогу, и потом снова хотите вернуться на тропу. Для педантов можно еще иметь список альбергов, но они большей частью расположены вдоль Пути - поэтому населенные пункты лучше проходить по маркировке, тем более что она ведет обычно по самой интересной исторической части города или поселка.

Вид с перевала Alto del Perdon в сторону Памплоны - столицы Наварры.


Мост в Puente la Reina


Было и такое - к счастью, не часто








Без кота и жизнь не та


Апокалипсец. Фото сделано около часов 10-11 утра. Ночью нас накрыло облако смога от лесных пожаров в Галисии и Португалии. Весь день ехали в тумане с запахом гари. И только ночью прошел дождь и осадил всю эту гидоту.


Погода. Сезон для путешествия по Пути - период с начала марта-апреля по конец октября. В остальное время большая часть альберге закрыта. Но поскольку летом жара - остается весна или осень. Субъективно октябрь оптимальное время - не жарко, и не много дождей (по статистике за 2 недели будет 2-3 дня дождливых дня). Весной, по отзывам, может быть холоднее и больше дождей. В нашем случае минимальная температура (ночью) была около +2 С - на плоскогорье между Бургасом и Леоном. Днем в начале путешествия температура поднималась выше +25, временами было жарковато. Дожди пришлись под конец похода (что логично, т.к. влажность растет по мере приближения к океану) - последние три дня. Но это был не обложной дождь, а кратковременные дожди в течение дня, иногда довольно сильные. Путешествуют по Пути и не в сезон, но в это время, особенно в небольших поселках, все альберги могут быть закрыты.

Portomarin - река усохла, порт закрыт на переучет :)

Эвкалиптовые леса Галисии


Catedral de Santiago de Compostela


Финиш - въезжаем (или заходим - кто как) на центральную площадь в Сантьяго де Компостелла.



Так же, уже на автобусе, съездили на "край земли" - в Мушию и Фистеру.



Все ночевки в приютах (альбергах),  вариант ночевать в палатках практически исключен. Попадалось несколько мест для отдыха с каменным очагом, где теоретически можно стоять с палатками, но воды там не было, да и тащить бивуак ради нескольких ночевку смысла нет.

Альберг представляет собой типичный приют, с двухярусными кроватями. Из возможных дополнительных опций - кухня и/или кафе, стиралка и иногда даже бассейн. Естественно, WiFi, даже в самых глухих деревушках, и электричество. Стоимость ночевки в пределах 5-10 евро, изредка до 12, муниципальные как правило дешевле. Есть большие альберги на несколько десятков человек, а есть способные вместить всего пару десятков пилигриммов,  особенно в маленьких городках. Поселиться можно часов с 2 дня, выехать нужно до 8 утра, в крайнем случае до рассвета (под конец маршрута светало около 8-30). Нас стращали (по опыту 10-тилетней давности), что если приезжать поздно, вдевятером в один альберг можно уже не попасть - проблем с местами не было ни разу, хотя мы останавливались на ночевку обычно часа в 4, а то и в 6. Бронировали только альберг в Памплоне, и жилье в Сантьяго и Барселоне на обратном пути.

Исходя из этого, из бивачного снаряжения нужен только спальник, т.к. постельное белье как правило не предоставляют. Достаточно самого тонкого, типа Дойтер дримлайт. Так же совершенно не нужна кухня (горелки, кастрюльки и пр.). В большинстве альбергов есть возможность готовить (плита, посуда и т.п.). Иногда нет публичной кухни, но тогда есть кафе - но такое у нас было всего 4 раза за все путешествие. Если задаться целью, в большинстве мест можно найти альберг с кухней. Либо пойти поужинать в ближайший ресторанчик.

Еда. Мы чаще всего питались по такой схеме:
Завтрак (до 8 утра) - в диапазоне от кофе с плюшками до континентального завтрака (мюсли, тосты, яишница когда готовили и т.п.)
Кофе-брейк (в районе 11 часов, несколько раз пропускали) - кофе + круассан/бокадилла (разрезанный батон и внутри мясо-сыр-хамон-и т.д.) / кусок тортильи (типа пирога из омлета с картошкой и пр.). В зависимости от аппетита - 3-6 евро.
Обед - чаще всего комплексный обед пилигрима: первое блюдо суп/салат/макароны или даже паэлья, второе - мясо/курица/рыба, десерт и стакан вина, чаще заменяли на пиво. Стоит 10-12 евро, есть во многих заведения на Пути, от кафе до ресторанчиков. Пару раз ехали без обеда.
По приезду - аперитив, как же не выпить бутылочку-другую вина.
Ужин - либо готовили, либо шли в кафе (ужин пилигрима или свободная программа, 10-15 евро). Несколько раз ужин заменялся расширенным апперитивом )
Готовить естественно дешевле, раза в два. 6-8 евро на человека обходилась закупка на ужин+завтрак, включая вино. При необходимости можно экономить и больше - часть пилигримов обходятся мивиной на ужин и самопальным бутербродом на обед.

В более-менее крупных населенных пунктах проблем с покупкой продуктов нет. Практически во всех, даже в небольших поселках есть хотя бы один магазинчик - но он может работать какое-то ограниченное время, и ассортимент будет минимальным. Всего 2 или 3 раза магазина не было или он был закрыт - это при том, что мы старались останавливаться в небольших поселках. Но по странному стечению обстоятельств :) местный альберг в этом случае предлагал ужин и завтрак. Разочарованием было, что в довольно большой Camponaraya в воскресенье не работал супермаркет (это стандартная ситуация в Европе), и не было других открытых магазинов.

Снаряжение. Ехали на прокатных велосипедах, аренда с доставкой в Памплону - около 280 евро. Везти свои вышло бы раза в полтора дешевле - но это лишний гемор, потеря времени и далеко не у всех велы были готовы к подобному мероприятию. Велосипеды 2016 года, в нормальной комплектации. Колеса 27,5; резина широкая агрессивная - отлично показала себя на каменистых тропах. Камеры были заполнены антипрокольной жидкостью, которая отработала на отлично - я на привале заехал в какие-то злые колючки, их нацеплялось по паре десятков на каждое колесо. Передняя камера спустила через где-то через час (решил повыдергивать сразу все), заднее благополучно доехало до конца маршрута. Кроме этого на всю команду было еще пару проколов и порванная цепь. Из недостатков - не удобные седла, что исправили купленными за 12 евро силиконовыми накладками.

Дополнительно можно взять в аренду баулы, шлемы, бутылки для воды и пр. - это все везли свое. Кое-кто вез свои седла, педали под контакты, подножки и т.п. Брали свет - и мигалку назад, и фонарь (вело или налобный), использовали один раз - когда ехали по смогу от лесных пожаров.



По личному снаряжению: определяется температурным дипазоном (у нас, напомню, было от 0 ночью, до 25+ днем, и некоторое количество дождей) и вашей (не)прихотливостью.
У меня ходовой набор включал: штаны ниже колен с памперсом, 2 велофутболки - с длинным и коротким рукавом, тонкие без подкладки ветровочные штаны и куртка, бафф, козырек от солнца. Легкие кроссовки.
От дождя - мембранные велобахилы и полиэтиленовый плащик, его как раз хватило на 3 дня. Никаких мембранных курток или дождевиков - но это
Цивильная одежда - брюки, бриджи, пара футболок, тонкая флиска (типа 100 полара) и легкая синтетическая куртка. Запасное белье и носки. Еще пара шмоток на выезд была оставлена в заброске (отправлена в Сантьяго на адрес фирмы где брали велосипеды на прокат).
Из неодеванного - тонкая термуха, тонкие перчатки и т.п. Из ненужного барахла - надувной коврик, кружка-миска-маленькая горелка.
В итоге мой багаж без проблем вместился в ручную кладь - с велобаулом, шлемом, спальником и пр.

Примерно каждые 3 дня устраивали постирушки в альбергах (на всех хватало одной, реже 2 загрузки в стиралку).

Логистика: туда летели из Харькова до Барселоны Пегасусом с пересадкой в Стамбуле.
Из Барселоны поездом до Памплоны, поезд ходит от вокзала Сантс (ехать из аэропорта на эксперессе до площади Испана, там где фонтаны, и потом порядка 1.5 км. пешком). Ехали с пересадкой в Сарагоссе, туда скоростным поездом и потом обычным, получилось дорого - около 75 евро. Мест на прямой поезд не было, а зараннее брать не решились, т.к. было короткая стыковка. Пожалуй, лучше было лететь из Стамбула до Мадрида и оттуда до Памплоны так же самолетом.
Из Сантьяго до Барселоны летели Райянейром (без багажа что-то в районе 20 евро), и назад я летел МАУ до Харькова (остальные тем же Пегасусом).


El Camino de Santiago, Французский путь на велосипедах - начало, от Памплоны до Азофры, 3 дня
El Camino de Santiago, Французский путь на велосипедах - от Азофры до Леона (4 дня)
El Camino de Santiago, Французский путь на велосипедах - через два перевала
El Camino de Santiago, Французский путь на велосипедах - финиш

Испанские котейки

Recent Posts from This Journal

  • Семиозерье - лайт (2 из 7)

    Сходил на Семиозерье. По ходу дела осетра пришлось урезать, поэтому после 2-го озера повернул назад. В итоге 33 км. вместо 40…

  • Скалолазание в Украине, Хортица

    На Пасху продолжили открывать сезон - в Запорожье,на Хортице. Из Харькова съехалась большая компания. Стояли на пляже (это единственное место, где на…

  • Кому текстурки

    Черногора между Брецкулом и Туркулом. На гребне Черногорского хребта над Несамовитим. Масштаб обманчив - на переднем плане это просто надувы на…


  • 1
Красивые места.
Велик на прокат это правильно. А вот в горку с баулами нелегко, наверное, ехать. Группа вся подготовленная была или отстающие были?

Группа была довольно опытная (не первый велопоход), но по физике достаточно разношерстная. Реально там было очень немного участков, где нельзя было ехать - сплошные камни на тропе, или разрушенная лестница как на фото. Но большая часть участников в той или иной степени толкала на крутых/затяжных подъемах. Обычно приходилось ждать 10-15 минут на 10+- км. перегонах.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account